Идея американской исключительности родилась на берегу Днепра 31 июля 1831 года

Два предварительных замечания к заголовку статьи. Во-первых, речь идёт лишь об одной из идей американской исключительности, а их было немало. Во-вторых, в этот день родилась не сама идея, а её автор. Идея родилась позднее.
Начнём с автора. Это дама по имени Елена Петровна Блаватская, родившаяся в Екатеринославе (ныне Днепр опетровск, переименованный украинскими властями в Днепр ). Её отцом был полковник Пётр Алексеев ич фон Ган из Макленбургского графского рода. Мать, Елена Андреевна Ган, принадлежала к княжескому роду Долгоруких. Прадед Елены Петровны по матери был известным масоном, увлекался алхимией, магией, спиритизмом, собирал библиотеку оккультной литературы, из которой девочка и черпала свои первые знания. Всеволод Соловьев в книге «Современная жрица Изиды», посвящённой Елене Блаватской, пишет, что девочка читала такие книги, как «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста, творения Сведенборга, Эккартхаузена, Теофраста, «Каббалу», «Кодекс назареев», «Мудрость Соломона». Уже в детстве погружённая в мир оккультных идей и практик, она с равнодушием относилась к православию, была далека от Церкви.
Фамилию Блаватская она получила в семнадцать лет от мужа, сорокалетнего генерала Николая Блаватского, но брак был недолговечен: через три месяца после свадьбы Елена убежала от мужа. Если отбросить словесную шелуху, Блаватская всю жизнь занималась оккультизмом. Оккультизм (от лат. occultus – тайный, скрытый) – это учения и культы, выражающие стремление познать потусторонние силы и овладеть ими. Современные христианские авторы точно вскрывают суть оккультизма – это бесопочитание (см.: Священник Николай Карасёв. Путь оккультизма. Историко-богословское исследование. – М. Пренса, 2003).
Развитие оккультизма на протяжении последних полутора столетий происходило под сильным влиянием идей Блаватской, которые она развивала в своих работах: «Разоблачённая Изида» (1877); «Из пещер и дебрей Индостана» (1883-1886); «Загадочные племена на голубых горах» (1883); «Что такое теософия?» (1879); «Кто такие теософы?» (1879); «Махатмы и челы» (1884); «Эзотерический характер Евангелий» (1887-1888); «Тайная доктрина» (1888-1897); «Ключ к теософии» (1889) и др. Блаватской были покорены многие российские интеллигенты – композитор Скрябин, художник Кандинский, Лев Толстой , Рерихи и др. Но к счастью для России за пределами отечества (в Европе, Америке, Индии) поклонников Блаватской оказалось гораздо больше, чем на родине.
Большая часть жизни Блаватской прошла в Индии, Франции, Англии и США. И особую роль в её жизни сыграла Америка, которой Блаватская восхищалась, уверенная, что за Соединёнными Североамериканскими Штатами (САСШ) будущее, что они должны стать центром мира. Блаватская была первой русской женщиной, получившей в 1878 году американское гражданство. В Америке Блаватская познакомилась с полковником Генри Стилом Олкоттом, фанатично преданным идеям оккультизма. В 1877 году она с полковником основала Теософское общество для исследования «тайных сил» природы и человека, «синтеза» религий и распространения оккультных знаний по всему миру. Конечная цель общества звучала возвышенно: образовать ядро «Всемирного Братства» без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. В тандеме «Блаватская – Олкотт» главной фигурой всегда была Елена Петровна.
Блаватская думала и писала по-английски. Американская аудитория восторженно восприняла работы молодой женщины-теософа из России. Одна из первых книг Блаватской «Разоблачённая Изида» (Isis Unveiled) содержала резкую критику и науки, и религии. Автор заявляла, что достоверные знания можно получить лишь с помощью специальных оккультных практик. Тираж книги в Америке быстро разошёлся. Вс. Соловьёв так характеризовал «Разоблачённую Изиду»: «Это американская книга, бьющая на эффект… Это компиляция различных мистических и каббалистических сочинений, пересыпанная кое-где остроумными замечаниями, полемическими выходками, а иногда изрядной даже бранью. Системы никакой и, в конце концов, полнейшая беспорядочность, настоящая каша».
Однако голоса критиков заглушались в Америке хором хвалебных, восторженных отзывов. Правда, когда появилась книга известного американского медиума Юма, уличившего даму в грубом шарлатанстве, репутация Блаватской пошатнулась. Она и полковник Олкотт уехали из Америки в Индию, где занялись учреждением теософских лож. После Индии Елена Петровна перебралась на берега Туманного Альбиона, где написала свой главный труд «Тайная доктрина». Скончалась она в Лондоне в 1891 г. на 60-м году жизни.
Читать дальше: Идея американской исключительности родилась на берегу Днепра 31 июля 1831 года

Leave a Reply