Соборность Церкви и национализм.

 

Представляем юбилейный (18 лет издания) июньский номер белорусской духовно-просветительской газеты «Воскресение» статьей духовника газеты священника Алексия Хотеева.

Поздравляем редакцию «Воскресения» с юбилеем, и желаем  ее сотрудникам и их газете многие лета!

Заодно, скромно напомним читателям нашего сайта, что сегодня 30 июня исполняется семь лет сетевому научно-просветительскому проекту «Западная Русь».


 

В настоящее время на обывательском уровне можно заметить некоторую путаницу в понимании церковной принадлежности. В самом деле, что имеется в виду, когда мы называем себя «православными»? Так обозначаем мы свою приверженность Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Форма местной церковной организации (епархия, приход) служит выражением связи со всей полнотой Православной Церкви. Об этом важно помнить в виду того что на этнической почве порой вырастают конфликты, приобретающие конфессиональную окраску, в частности, это происходит вокруг идеи создания «своей», «национальной» церкви.

Какие формы могут приобретать такие конфликты, продемонстрировало недавнее общественное возмущение на Украине, когда в мае месяце была предпринята попытка поставить на голосование в Верховной Раде законопроекты, направленные против религиозных организаций, центры которых располагаются на территории «государств-агрессоров», что является, конечно, выпадом против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Соборная Церковь представлена в виде союза Поместных Православных Церквей (теперь пятнадцати). Такая система сложилась исторически под влиянием различных политических и социокультурных обстоятельств. Например, Белорусский Экзархат (Белорусская Православная Церковь) является структурной частью Русской Православной Церкви, которая ведет свое начало со времени Крещения Руси, а автокефальное устройство в виде Московского Патриархата получила в 1589 г. Таким образом, для православного в Беларуси Русская Православная Церковь является местной формой организации Единой Церкви, основанной Христом. Русские патриархи, митрополиты и епископы через рукоположение от иерархов Константинопольской Церкви имеют преемство от святых апостолов.

Действительно, вокруг так называемых «духовных ценностей» (язык, вера, народная культура) могут разгораться нешуточные страсти. А ведь едва ли не высшей ценностью в государстве должны являться мир и согласие граждан.Но на какой основе могут достигаться мир и согласие? Есть два пути решения этой задачи. Первый заключается в том, чтобы определенная точка зрения стала единственно верной, несогласные при этом должны либо подчиниться, либо убраться. Другой путь есть поиск компромисса, взаимных уступок, признания правомерности разных точек зрения. Национализм как идеология отличается исключительностью, обязательностью своих положений и потому предлагает первый вариант. Напротив, идеология мультикультурапизма выступает за второй сценарий, признавая культурное своеобразие существенным и необходимым признаком гражданского общества и полагая, что каждый человек имеет полное право отождествлять себя с любой этнической или религиозной группой.

Читать дальше: Соборность Церкви и национализм.

Leave a Reply