Теория познания и манипуляция сознанием (кто, зачем и как)

Теория познания и манипуляция сознанием (кто, зачем и как)

Чем рациональное познание отличается от манипуляции сознанием? На поверхности – чисто формальные свойства рациональности: закон достаточного основания, отсутствие всякой «эзотерики», то есть двойного дна. С формальной точки зрения рациональность сближает людей. В диалоге тот, кто знал меньше – узнаёт больше.
Манипуляция сознанием наоборот, людей разделяет и отдаляет. Знающий крутит и вертит, чтобы обмануть незнающего, увеличить свою власть над ним.
Если сравнивать знания с оружием, то рациональность есть разоружение, а манипуляция сознанием, наоборот, гонка вооружений: кто окажется хитрее, тот и выиграет за счёт простака.
Эти формальные свойства рационального диалога и манипуляции сознанием давно известны всем, кто хоть немного интересуется жизнью. Всякий, кто не совсем сошёл с ума, понимает, что можно учить (этим занимаются учителя в школе), а можно обманывать.Обман ведь потому и обман, что про себя не говорит, что он обман! Подумайте сами: если бы он сказал вам, что он обман – он стал бы правдой. Следовательно, обман обречён веками выдавать себя за учёбу, учение. Тебя спросили, где грибные или рыбные места (классический вопрос ученика, который хочет получить полезную информацию), а ты отправил в прямо противоположное место (классический обман учителя, стремящегося сохранить монополию на полезные знания).Манипуляция сознанием, обман, ложь – иногда носят патологически-бессмысленный характер, но чаще всего (в 99%) за ними стоит частная собственность. Если мы исключим патологических лжецов, которые лгут без всякой себе пользы, неизвестно зачем, то получим… рыночную экономику со всеми её законами сложения и вычитания капиталов!Исходя из фундаментальных и очевидных свойств рациональности (сближение и разоружение), мы приходим к выводу: с точки зрения теории познания рынок может быть только иррациональным!Его свобода – есть множественность, которая для рационального знания недопустима. Это как если бы на задачку в учебнике было 100 или 500 ответов, и все признавались верными! Такой учебник иррационален, потому что он ничему не научит, кроме того, что «верного ответа в принципе не существует». Если ответ верный – то он единственный. А если ответов много, и все равноценны – то верного среди них нет.Теория познания скажет на это казённым языком школьной дидактики: «некорректно поставленное условие задачи». Так в школе говоря о задачах, которые невозможно решить, которые не имеют решения без ввода дополнительных данных.Если есть верный ответ – то он один. Если наука нашла оптимальное решение вопроса – то оно единственное, потому что лучше всех других. Соответственно, никакого места для свободы и множества не остаётся. Или задача имеет ЕДИНСТВЕННЫЙ верный ответ, или она не решена, оказалась «не по зубам» ученику.Из этой обыденной школьной практики вырастает с неизбежностью плановая, административно-командная экономика, как ЕДИНСТВЕННОЕ выражение рациональности в экономике. Это сперва поиск (средствами науки) оптимальных решений у поставленных задач, а потом универсальное применение найденного решения.Если ты знаешь прямую дорогу – зачем посылаешь людей в объезд?А если не знаешь – ищи.+++Но рациональное сознание (построенное по законам логики) – продукт абстрактного мышления. Абстрактное мышление обобщает впечатления и мысли, и в итоге приходит к обобществлению имуществ через обобщение принципов.Как только мы дробим общее дело на домены частной собственности – наступает кризис абстрактных принципов, кризис обобщения мысли – и, как следствие, кризис, крах рациональности, вменяемости, адекватности.Вряд ли вы хотели бы ходить по улице, полной психопатами. Вряд ли вы хотели бы жить в районе, где все ваши соседи – идиоты и психи.Это так. Псих очень опасен – мотивация его действий не поддаётся расчёту. «Человек разумный» делает вывод по определённым, заранее известным законам (юридические законы – вторичный продукт законов логики). И соответственно строит своё поведение.Психопат может совершать поступки непредсказуемые – «ни с того, ни с сего» вдруг убив или озолотив вас.И потому мы не хотим ходить по улице, наполненной психами и жить по соседству с психами.Но как только речь идёт о рыночной торговле – психопатия, разного рода отклонения в психике оказываются весьма востребованными.Да – психи опасны. Но с точки зрения прибыли – выгодны. Их алогичное, иррациональное мышление с соответствующим поведением даёт возможность рыночному проныре продать дешёвое очень дорого и выкупить очень дорогое за сущие гроши.Получается, что рыночный игрок жить среди психов не хочет, побаиваться – но работать стремится именно с психопатами. С людьми, которые не умеют считать в широком смысле слова, строить расчёты.Так законы рыночной экономики и рациональность входят в непримиримое противоречие…+++Иррациональность рыночных отношений базируется на том, что полезные знания утаиваются, прикрываются. Их не разглашают. Их берегут только для себя. Напротив, вполне очевидные обман и глупость – не разоблачаются публично теми, кто их раскусил. Внутренне посмеиваясь над бредом и безумием ложного и глупого – его в публичном пространстве пафосно провозглашают истиной и символом личной веры (феномен «украинского политика» — смеющегося над безумием украинства проходимца).Иррациональность вытекает из самой природы частной собственности.В пространстве общего дела могут быть добросовестные ошибки, но не может быть токсичной иррациональности. Почему?Если мы в одинаковой степени рискуем заболеть раком, то нам одинаково выгодно изобрести лекарство от рака. Изобретая его для всех, мы изобретаем его, в том числе, и для себя. В таком случае нет никакого смысла утаивать открывшуюся тебе правду или покрывать понятный тебе обман.Аргументация становится рациональной. Всякое утверждение опирается на добросовестное обоснование.Совершенно иная ситуация, если один торгует лекарством от рака, а другому нужно его купить.Здесь единая рациональность ломается: одному нужно самое эффективное средство от болезни, для другого же важно втюхать самое дорогое. Утаивание знаний становится прибылью частного домена. Если ты откроешь то, что знаешь, всем – то потеряешь преимущество в конкурентной борьбе.И задача частника уже не в том, чтобы победить болезнь в масштабах человечества, а в том, чтобы остаться монополистом на «рынке решений».Но не может же он это гласно и публично сказать!Он, имея в виду одно, утверждает нечто прямо противоположное. Так рождаются ложь и двуличие, когда человек внутренне прекрасно осознаёт, что его публичные утверждения – «липа». Потому что, когда мы имеем дело с частной собственностью (автономными доменами) – такая модель поведения кажется наиболее разумной. Не обобществлять знания, а наоборот, постараться, чтобы их не обобществили.Ложь и двуличие – опасаются разоблачения. Противодействуя возможному разоблачению, они выстраивают систему ложной аргументации, с виду убедительные, но изначально-фальшивые основания своим утверждениям.Если опытный софист взялся доказывать ложь (внутренне посмеиваясь над своими же собственными пафосными речами) – то иррациональность умножается в квадрат и в куб.Логика, которую поставили работать на базовую ложь – не просто отсутствие логики. Это антилогика (химерогония – наука о подмене истинных знаний ложными убеждениями). Внутри цепочки софиста утверждения выстроены формально-правильно, но базовое основание – фикция.Рыночные волки, стремясь укрепить и увеличить своё превосходство над другими людьми, сводят окружающих с ума. Они плодят и плодят психопатов – для удобства работы в рыночных условиях. Чем безумнее твой контрагент по сделке, тем более выгодные для тебя условия сделки ему можно «впарить».Однако бумеранг социопатии, раздуваемой рыночными отношениями – возвращается волкам в быту. Сведённые с ума люди – ходят по улицам, живут по соседству, многомиллионной массой окружают хитрецов, наловчившихся всем с выгодой для себя врать.Иррациональность отношений, консервирующая антинаучную множественность решений (когда есть спички за рубль, но реклама толкает купить за 5 рублей) – возвращается бумерангом всеобщего безумия.Жертвами собственной лжи в последнюю очередь, но тоже – становятся и её источники.Они так долго лгали всем вокруг, что потеряли представление о собственной лживости, и сами поверили «вдруг» в свой бред.Все эти кальвинизмы, гитлеризмы, расовые теории, и т.п. – это продукт сползания разума в ту яму безумия, которую разум сперва для других «рыл» рыл.+++А. Зиновьев, будучи убеждённым материалистом, под конец жизни сделал вывод, что корень зла – частная собственность. Это открытие ничего не перевернуло, потому что новым стало только для Зиновьева, а вообще-то знакомо человечеству много веков.И у этого открытия нет никаких последствий.Ну – да, и что?Материалист не может найти истинный корень зла. Частная собственность – лишь продукт локализма психики, тогда как цивилизация – продукт преодолевшего собственную биологическую локальность обобщённого разума.У всякого человека есть два режима мышления. Хуже того – они постоянно переключаются с одного на другой. Один режим мышления – общий, когда мы думаем абстрактно, «глядя сверху» на всех, включая и себя. Второй режим – локальный, в центре его – биологическая особь.То, что с точки зрения обобщённого разума – очевидно-правильно и очевидно-верно, в локальном режиме перестаёт казаться правильным и верным. Наоборот, всё, что человек, исключивший личный интерес, определит, как очевидны бред и нелепицу – в локальном режиме личной выгоды может перестать казаться и бредовым и нелепым. Обратите внимание – мы ведём речь не о РАЗНЫХ людях, а об одном и том же человеке. С тумблером в голове, включающим (и выключающим) разные программы мышления.Абстрактное мышление не делает разницы между «я» и «не-я», а потому говорит искренне, даже когда ошибается. Биологическое (локализованное на интересах отдельно взятой особи) мышление – стремится обмануть другого, чтобы не обмануть себя.Если я всех научу грамоте – то обману себя: раньше неграмотные мне деньги платили, чтобы я письмо написал, а теперь я их научил, и они сами пишут. Моё преимущество, дававшее мне и деньги, и уважение – испарилось! Став честными с другими – я обманул сам себя.Частная собственность – это отчуждение в единоличное владение того, что, теоретически, могло бы послужить другим людям, быть ими использовано для себя. Это лишь один из множества ИТОГОВ психологического локализма.Предположим, что частная собственность категорически запрещена в стране. Но если мышление у большинства переключилось на локализм, то это никак не поможет (судьба СССР – иллюстрация). Конечно, «собственность – кража», и с помощью частной собственности люди обманывают других, чтобы не обмануть себя (все нагими пришли в этот мир, но самые бойкие подгребли всё ценное под себя, любимых).Но разве это ЕДИНСТВЕННОЕ следствие локальности мышления? Разве локальная психика (не ставящая в приоритет бесконечное, вечное, всеобщее, полагающее общее больше частного) только к этому стремится?Локальность мышления может быть (и была) в обществах, которым неизвестна частная собственность. Между причиной (локализмом) и следствием (частной собственностью) может быть длинное расстояние.Допустим, я УЖЕ эгоист, а собственности у меня ЕЩЁ нет. Делает ли это меня менее опасным для окружающих? Нет. Даже наоборот: это делает меня более опасным.Какой хищник опаснее – голодный или сытый? Сытый тоже, конечно, не безопасен (сытость проходит, да и инстинкт убийства никуда не девается у сытой кошки) – но, теоретически, очень сытый хищник может довольно долго спать. Голодный хищник не уснёт.Наши педагоги ещё при царизме установили (и вывесили лозунгом в каждой школе) – что разумным и добрым может быть только вечное. Временное (локальное) – по определению не разумно и не добро.Как только психика замкнулась (схлопнулась) на биологического носителя, потеряв представление о вечности – так она тут же начинает войну со своим видом и окружающей средой. Конечно, внутривидовая конкуренция животных (ненависть человека к человеку) острее межвидовой. Но и межвидовую (разорение природы, окружающей среды) – никто не отменял.+++Если бы частная собственность и внешние личные привилегии были бы КОРНЕМ зла, то дворяне Ленин и Чичерин воевали бы на стороне Колчака, а фабрикант Энгельс давил бы рабочих, вместо описания их бедственного положения.Человек во внешнем мире (в силу наследования собственности и привилегий) может оказаться в любом социальном положении, в любой роли. Первична же его умственная деятельность, внутренний мир и внутренний выбор.Частный собственник, который поставил свою собственность на службу вечным ценностям (например, купец Третьяков, создавший «народную» картинную галерею для всеобщего просвещения) – формально оставаясь частным собственником, фактически перестаёт им быть.Напротив, общественный деятель, у которого даже трусы и зубная щётка казённые, стремясь к личному доминированию – перерождается в хищника без всякой частной собственности (яркий пример – Хрущев).Тут корень вовсе не в отношениях, формализованных на бумаге.Либо человек руководствуется обобщённым разумом, который измеряет все вещи безотносительно к его биологическому сгустку.Либо человек внутренне руководствуется интересами себя, как биологической особи, превратив всякую свою мысль в служанку зоологических тёмных инстинктов.Я существую, как бессмертная душа, которая даст ответ за все свои действия перед Высшей Правдой?Или я существую как телесный сгусток, имеющий точную дату возникновения, точную дату исчезновения и никакого смысла жизни, кроме удовлетворения зоологических инстинктов?Во втором случае искать научную (объективную) истину бессмысленно, ибо никакой Единой Истины нет. Познавать Вселенную, как бесконечность времени и пространства тоже бессмысленно – их для тебя просто нет.И время, и пространство замкнуты в локальном пузыре, за пределами которого – ничего не существует. В этой маленькой Вселенной могут быть только локальная Истина, локальный смысл жизни, локальная космология и локальная картина мира.+++
Как только разум туда «перещёлкнуло» — пиши пропало! Всё, что создано цивилизацией, включая и величайшие святыни, и наиболее объективные законы природы – мышление просто игнорирует. Оно это выталкивает и перестаёт воспринимать.Корень зла – там.Частная собственность оттуда, конечно, тоже отрастает, но это ветка, а не корень. И далеко не единственная ветка.
Экономика и Мы Оригинал